середа, 16 лютого 2011 р.

Боль, любовь и трагедия человека... Мастера...

Для многих людей, даже очень очень хорошо разбирающихся
в русской живописи, он остается до сих пор загадкой.
Современного зрителя перенасыщенного яркостью, и простотой - работы художника, и вовсе смущают.


Врубель Михаил Александрович 

Всегда будут мнения, и что более печально - подражания им. Еще при жизни были толки ого его бездарности, и шарлатанстве. Как впрочем не мало превозносили его как гения, которому все доступно и который, как полагается гению, любит эксцентричность и мистификацию буржуа. 
Безусловно, время расставило все на свои места. И подарило нам возможность, выпестовать свое мнение -  только не просто оголтело волать о величие ...гении... а почувствовать боль, любовь и трагедию Человека. Мастера...



Он далёк от стилизации . В характерной манере Врубеля,  творчески преломились декоративность и обострённая
экспрессия византийского и древнерусского искусства, цветовое богатство венецианской живописи. Резкий, ломающийся штрих, сопоставление нескольких планов в изображении предмета, расчленение объёма на множество взаимосвязанных пересекающихся граней и плоскостей, широкий мозаичный мазок, лепящий форму, напоминающее витраж горение красок и эмоциональные цветовые сочетания становятся в творчестве Врубеля  пластическими средствами выражения того тревожного и драматического восприятия мира, которое во многом определяет своеобразие его творчества. 


В Киев Врубель приехал в 1884 году – по приглашению профессора Адриана Прахова для участия в реставрации росписей Кирилловской церкви и работ во Владимирском соборе. 




Кирилловскую церковь построили в середине XII века на окраине древнего Киева — Дорогожичах. Начал строительство черниговский князь Всеволод Ольгович, а после его смерти завершила постройку его вдова, Мария Мстиславовна.
 В 1194 году здесь был погребен киевский князь Святослав — герой древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве».

За время своего существования Кирилловская церковь много раз была в запустении, неоднократно ремонтировалась и обновлялась.


В 60-е годы XIX веке под штукатуркой XVIII века на ее стенах были обнаружены фресковые росписи XII века. В 1884 году по требованию церкви открытые древние фрески были вновь переписаны масляными красками .



В доме Прахова Врубель увидел его жену Эмилию. У нее темно-васильковые глаза и удивительно выразительные губы...Любовь страстная и поглощающая, но совершенно не возможная. 
В Италии врубель целый год сидел на площади Сан-Марко в Венеции и рисовал Эмилию. Есть несколько киевских натурных эскизов, и почти все без лица. Богородицу он создал в Венеции по памяти.



Отец художника, полковник Врубель, об этой иконе говорил: в ней очень мало святости, но она прекрасна.







Впереди Врубеля ждали новая любовь и счастливый брак, уже ставшие привычными финансовые трудности и поддержка со стороны друзей и поклонников, резкое неприятие его творчества академической средой и громкая слава, болезнь и… лечебница для душевнобольных.










1 (14) апреля 1910 года в клинике доктора Бари Врубель скончался.
Последнее пристанище он нашел в клинике доктора Баре. Этим именем подписано свидетельство о смерти Шевченко, а сама клиника находилась возле Академии искусств в Петербурге. 
Может, это такое место, где встречаются неприкаянные души грешных художников и вспоминают очарованный край, который сделал их великими. Но и погубил...